Название резиновой обуви «галоши» пришло в русский из французского языка. Французское слово galoshes, в свою очередь, произошло от латинского gallicula, что переводится как «галльская сандалия». Как правильно говорить и писать: калоши или галоши? Современные словари допускают оба варианта. Но калоши все же считаются устаревающей нормой в пользу галош.
Калоши обязаны своим происхождением далекой культуре индейцев Южной Америки, которые хорошо знали свойства сока каучукового дерева и делали из него упругие мячи, непромокаемые холсты и обувь. Так что прародители первых калош были привезены в Европу путешественниками, побывавшими на американском континенте, но в Старом Свете эта заморская диковинка не прижилась, в отличие от табака и картофеля.
В 1803 году англичанин по фамилии Рэдли впервые запатентовал непромокаемые чехлы на обувь. Сырая лондонская погода натолкнула этого джентльмена на изобретение: он прочитал «Галльские войны» Юлия Цезаря, в которых говорилось о футлярах на обувь — gallicae, спасавших древних галлов от грязи и сырости. И придумал чехлы для обуви из ткани, пропитанной сырым соком каучукового дерева. Но изобретение Рэдли требовало доработки и популярным не стало. Калоши из сырого каучука на холоде твердели и ломались, а в жаркую погоду таяли, становясь мягкими и липкими.
ИЗ АМЕРИКИ В РОССИЮ
В начале XIX века американец Чарльз Гудийр изобрел метод «вулканизации» каучука – сваривание его с серой. Это позволило сделать каучуковую резину прочной независимо от того, холодно на улице или жарко. И другому американцу, Гудвичу, позволило наладить массовый выпуск overshoes — калош из вулканизированного каучука. Новинка имела большой спрос в Европе и России. К концу XIX века у нас калоши стали не менее популярны, чем валенки и сапоги.
Калоши носят военнослужащие американской армии со времен Второй мировой войны. Американские армейские калоши представляют собой валенки, полностью упакованные в резиновый футляр. Такую обувь надевают поверх толстого шерстяного носка. Эти калоши-валенки носят и в наши дни американцы, несущие службу на Аляске.
ПЕРВАЯ РЕЗИНОВАЯ ФАБРИКА
Летом 1859 года гамбургский купец Фердинанд Краузкопф вместе с несколькими русскими купцами учредил фабрику галош и других резиновых и гуттаперчевых изделий в Санкт-Петербурге.
Летом 1860 года заработала в России первая резиновая фабрика. Дело сразу пошло полным ходом: в октябре выпускалось уже до тысячи пар галош в день. Называлось производство «Товарищество российско-американской резиновой мануфактуры» (сокращенно ТРАРМ). Эмблемой мануфактуры был треугольник с начальными буквами фирмы внутри него, через 20 лет название «Треугольник» стало для этой фирмы официальным. ТРАРМ стал одним из крупнейших производителей резиновых изделий в мире и был удостоен звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества»
НАРОДНАЯ ОБУВЬ
Чехлы для обуви составляли в XIX веке основную продукцию резиновой промышленности. Основным покупателем этих резиновых изделий было городское население, причем все его категории. Галоши стали частью выходного костюма кадровых рабочих, которые нередко надевали их на обувь даже тогда, когда погода этого не требовала, для красоты.
Чиновники и купцы, дворники и извозчики в ненастную погоду на ботинки, сапоги или валенки надевали низкие или глубокие галоши. Зажиточные крестьяне тянулись вслед за горожанами. Надетые на сапоги галоши как бы повышали социальный статус крестьянина.
КРАСНАЯ ПОДКЛАДКА
Через некоторое время появились зимние галоши на теплой байковой подкладке красного цвета. Они были мягче, теплее и не повреждали кожаную обувь. Именно такие галоши стали культовыми и навечно остались в памяти многих поколений россиян.
Однако при этом существовало большое разнообразие галош. Широкий ассортимент стремился охватить все виды населения и все жизненные ситуации: выпускались галоши и боты мужские, женские, мальчиковые, девичьи и детские; галоши с гнездом для каблука — чтобы надевать на ботиночки, и без оного — чтобы носить на необутой ноге; формовые без подкладки (чуни); типа босоножек с ремешком вместо задника и т. д.
ГАЛОШИ ДЛЯ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА
Товарищество российско-американской резиновой мануфактуры (ТРАРМ) стало одним из крупнейших «резиновых» производителей мира, получало премии и золотые медали за свою продукцию и было удостоено звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества». В разгар Первой мировой войны «Треугольник» (неофициальное название ТРАРМ) оказался, по существу, единственным поставщиком резины для автотранспорта, авиации. Основная же продукция — галоши — отошла на задний план.
Дефицит галош сразу почувствовали покупатели, что отражено в рассказе «Собачье сердце» Михаила Булгакова. Как известно, галоши из парадного подъезда дома, где жил Филипп Филиппович, исчезли еще в апреле 1917 года. По Булгакову, «их уперли пролетарии». Последних можно понять: галош на всех не хватало. Вскоре торговля была запрещена, и галоши можно было нелегально приобрести только на рынке или где-нибудь украсть.
СОВЕТСКИЕ ГАЛОШИ
Выпуск советских галош начался только в 1921 году, когда петербургский завод «Треугольник», а следом за ним и московский «Большевик» возобновили работу после революционных потрясений. Спрос был огромный, товар расходился мгновенно. На ниве рекламы московских галош трудились лучшие творческие силы страны — плакаты Маяковского и Родченко навеки остались в истории советского конструктивистского дизайна.
Впрочем, стремление всеми силами нарастить объемы производства часто вело к снижению качества производимой продукции. Это грозило стране валютными потерями, ведь галоши были статьей экспорта Страны Советов. Марка «Треугольника» была хорошо известна за рубежом, но советские резиновые изделия уже не соответствовали западным требованиям.
Рекламой калош занимались поэт и художник Владимир Маяковский, дизайнеры Александр Родченко и Василий Баюскин. Вот строки рекламы, написанной Маяковским:
«Галоши Резинотреста — просто восторг. Носит Север, Запад, Юг и Восток»
«Резинотрест – защитник в дождь и слякоть, без галош Европе сидеть и плакать»
«Без галош элегантнее – это ложь! Вся элегантность от наших галош»
ВЫХОД ИЗ МОДЫ
Начиная с 1970-х годов в СССР неуклюжие галоши с красной байковой подкладкой постепенно стали выходить из моды, оставив горожан наедине со слякотью и грязью на улицах крупных российских городов.
Последнюю дань классическим «советским» галошам отдала компания Bosco Di Ciliegi, разрабатывавшая дизайн костюмов для сборной России для Олимпиады в Солт-Лейк-Сити. Наша сборная была в пальто «а ля Шаляпин», бобровых шапках и галошах, одетых на валенки.
Итальянский дизайнер Элио Ферруччи получил мировую известность в 60-е годы благодаря калошам, три пары которых он раскрасил яркими красками и отнес в модный журнал. В результате его калоши стали модной сенсацией.
И в наше время калоши как обувь для города не перестали существовать. Молодой норвежский дизайнер Йохан Рингдал в 2008 году создал калоши нового поколения: яркие, стильные и в то же время практичные. В результате родилась марка резиновой обуви Swims.
О сертификации резиновой обуви, в том числе и галош, читайте на нашем сайте: http://dialog-test.ru/