В.Г.Версан, д.э.н., профессор,
Генеральный директор ОАО «ВНИИС»
Зарубежная практика показывает, что в развитых странах для создания и размещения на рынке новых товаров, услуг и технологий, активно используются добровольные национальные стандарты и добровольная сертификация. В мировой практике эти инструменты власть и бизнес рассматривают как важнейший фактор инновационного развития, конкурентной борьбы за выход на глобальные рынки и динамичного продвижения новых товаров, технологий и услуг в сферу их реального применения. Стандартизация стала вопросом большой политики — принятие стандарта в качестве международного, с одной стороны, открывает для соответствующей ему продукции большие возможности для ее реализации на глобальном рынке, а с другой, закрывает этот рынок для продукции, не соответствующей этому стандарту.
Во многих отношениях стандартизация и сертификация стали основой деловой активности корпораций, малых и средних фирм. Этими вопросами занимаются не только рядовые инженеры, но и высшие руководители. Бизнес активно взаимодействует с государством в разработке национальных и международных стандартов, в создании авторитетных систем добровольной сертификации на базе ассоциаций, союзов, саморегулируемых организаций, других профессиональных объединений, сам во многих случаях, финансирует эту деятельность
В нашей стране престиж стандартизации в 90-е годы был подорван. Не всегда обоснованная критика деятельности по стандартизации привела к резкому сокращению ее объемов, к уходу специалистов из этой сферы, прекратился и их приток. Практически отвернулся от стандартизации и бизнес.
В 2007 г. после внесения изменений в Закон «О техническом регулировании», где стандарты были определены как доказательная база выполнения требований технических регламентов, изменилось отношение к стандартизации со стороны органов власти, были увеличены объемы финансирования.
Вместе с тем, эти позитивные тенденции не затронули главного: практически мало изменилось отношение к ней со стороны бизнеса. Конечно, ряд наших, как правило, крупных предприятий, имеющих опыт работы на глобальном рынке, активно используют стандартизацию в решении проблем конкурентоспособности. Однако по прежнему многие предприятия и организации, особенно малые и средние и, прежде всего, созданные в последние годы, такой рыночной культуры не имеют и относятся к этой деятельности как к чему-то навязанному сверху, нужному только государству.
Ситуацию надо выправлять, менять имидж стандартизации и, соответственно, отношение к ней бизнеса. Почему у многих наших предприятий и организаций буквально аллергия от слов «стандарт» и «сертификат». Почему при возникновении кризисных ситуаций в первую очередь сокращаются службы стандартизации? Трудно себе представить, что их руководители — ретрограды и не заинтересованы в успешной работе предприятий. Конечно, это не так. Значит, есть какая-то другая причина или причины такого отношения к этой деятельности. Для того, чтобы понять это, надо, прежде всего, ответить на вопрос — решению каких основных проблем бизнеса способствует стандартизация?
В мировой практике их две основные. Первая состоит в содействии созданию конкурентоспособных продукции и услуг с последующей объективной оценкой ее потребительских свойств и доведении их до потребителей при размещении на рынке. Очевидно, что реально эти инструменты будут эффективны только при условии, если применяемый стандарт прогрессивен и отражает потребности рынка, а сертификат имеет авторитет у участников рынка. Замечу, что речь, как уже говорилось, идет о добровольном стандарте и добровольной сертификации. Здесь нет никакого принуждения, а только интересы самого бизнеса занять устойчивое место на рынке.
Вторая — это обеспечение доступа изготовленной продукции на рынок, имея в виду выполнение установленных к ней требований безопасности в директиве или регламенте. Здесь работают принудительные меры со стороны государства.
С начала 90-х годов у нас в стране с переменным успехом в основном решалась и решается именно эта вторая задача. Был принят Закон «О защите прав потребителей», который ввел обязательную сертификацию. Далее был принят Закон «О техническом регулировании». И хотя в нем отражена и добровольная сфера, основное внимание уделялось регулированию в обязательной сфере, разработке технических регламентов. Причина такого внимания к обязательной сфере понятна и состоит в том, что ФЗ «О техническом регулировании» установил добровольный статус стандартов, и надо было решать проблему безопасности через технические регламенты. На это были направлены усилия законодательной и исполнительной власти. Только в обязательной сфере организовал работу и Национальный орган по техническому регулированию. Сюда были направлены интеллектуальные усилия ученых и специалистов. Сюда же была направлена большая доля выделяемых на стандартизацию и подтверждение соответствия финансовых ресурсов. К обсуждению в основном этих проблем подключились средства научно-технической и массовой информации.
Таким образом, можно констатировать, что добровольная сфера технического регулирования, по существу не развивалась или развивалась недостаточными темпами. Для правильного понимания такой оценки в отношении сертификации надо отметить, что декларирование соответствия в обязательной сфере, активно применяемое в последнее время, не является добровольной сертификацией. Это разные механизмы и их часто путают.
Из вышеизложенного можно сделать два основных вывода. Первый состоит в том, что смещение центра тяжести в техническом регулировании в сторону обязательной сферы выработало у нашего бизнеса устойчивый стереотип: применение стандарта и получение сертификата — это принудительные со стороны государства меры, это барьеры, которые надо преодолевать. Все это усугублялось еще и тем, что часто барьеры эти были не всегда обоснованы.
Второй вывод и, пожалуй, самый важный, состоит в том, что действующие сегодня принципы и механизмы стандартизации не учитывают в полной мере требований времени, не учитывают требований модернизации и инновационного развития нашей экономики. Действительно, в традиционном понимании стандарт по своей природе это носитель апробированных решений, установленных на базе консенсуса интересов государства, хозяйствующих субъектов, потребителей. Коренное слово здесь — консенсус.
Возьму на себя смелость сказать, что этот фундаментальный принцип деятельности по стандартизации, исходя из задач по модернизации экономики, должен быть скорректирован. Почему? Сегодня важнейшим фактором продвижения бизнеса является быстрая реакция на меняющуюся на рынке ситуацию. Новые продукция и технологии, новые виды услуг, их широкое внедрение в самых различных секторах и сферах экономики все более высокими темпами сокращают инновационные циклы. Рабочие процессы стандартизации должны быть способными гибко и быстро реагировать на эти вызовы. Нужны новые механизмы. На базе стандартов должен быть сформирован рынок научно-технических разработок, как продуктов интеллектуальной собственности. Так, например, весьма перспективным в связи с этим могла бы быть отработка механизма комплексного применения национальных стандартов, разработанных в условиях неполного консенсуса и содействующих продвижению инновационных идей и разработок, предложенных конкурентоспособными предприятиями и патентов. Здесь должна быть решена в полном объеме проблема признания стандартов объектами авторского права.
Необходимо резко повысить темпы разработки и обновления стандартов, обеспечить гармонизацию с международными и прогрессивными стандартами иностранных государств. Крайне важный аспект в этом плане — активное участие наших специалистов в работе технических комитетов по стандартизации в ИСО и других международных и региональных организациях. В настоящее время эта работа, в том числе, и из-за отсутствия финансирования практически свернута.
Остро стоит вопрос подготовки и переподготовки специалистов в этой сфере, за последние годы их число сократилось. Необходимо интегрировать в полном объеме стандартизацию и техническое регулирование в целом в систему образования. Важно обеспечить свободный доступ бизнеса к стандартам, рационально организовать их маркетинг.
Практическим освоением этих инструментов, безусловно, должен заниматься сам бизнес. Однако без участия государства серьёзных успехов здесь не добиться. Прежде всего внимание и поддержка необходимы малому и среднему бизнесу. Многие из них в силу ограниченности ресурсов не в состоянии самостоятельно проводить научно-исследовательские работы и делать собственные разработки продукции и услуг, не в состоянии и самостоятельно разрабатывать нормативно-техническую базу. Возможность использования технических решений, содержащихся в стандартах, в том числе международных, снимает с малого и среднего бизнеса бремя таких затрат. Не могут они часто сами разобраться и в действующих фонде национальных и международных стандартов, что имеет особое значение для определения современных рыночных тенденций. С серьезными трудностями сталкиваются они и при выборе системы добровольной сертификации, способных дать объективную и авторитетную на рынке оценку их продукции и оказываемых услуг.
Целесообразно предложить реальные меры по активизации бизнеса в разработке национальных стандартов. Одна из важнейших — это включение затрат предприятий и организаций на разработку этих стандартов в затраты на производство товаров и услуг, т.е. в их себестоимость. Это потребует внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации.
Решение всего комплекса проблем развития стандартизации на данном этапе потребует увеличения финансирования, в том числе, и для выполнения необходимых научных исследований в этой сфере. В последние годы оно несколько улучшилось, но в условиях стоящей задачи модернизации нашей экономики, перестройки стандартизации на инновационное развитие этого явно недостаточно. По сравнению, например, с США и Германией финансирование стандартизации у нас на порядок ниже.
В настоящее время законодательная деятельность по национальной стандартизации закреплена в одном из разделов ФЗ «О техническом регулировании». При этом многие вопросы ее развития отражения не нашли. Назрела необходимость принять специальный ФЗ «О стандартизации», где необходимо отразить роль и значение стандартизации в решении проблем безопасности и повышения конкурентоспособности продукции и услуг в условиях модернизации нашей экономики; предложить принципы и механизмы этой деятельности, учитывающие инновационное развитие техники и сферы услуг; задачи и функции государственных органов; финансирование стандартизации, в том числе, разработку международных стандартов; задачи и права бизнеса, меры по активизации и стимулированию его участия в этой деятельности; структуру и функции участников; согласованное использование стандартов и патентов и др.
Развивать надо и добровольную сертификацию. Сертификат, выданный в системе добровольной сертификации, должен иметь авторитет на рынке и это главное условие ее востребованности у производителей и потребителей. Сегодня в Росстандарте зарегистрировано около 700 систем добровольной сертификации. Однако авторитет у большинства из них небольшой, их мало знают и, соответственно, невысок спрос на их деятельность у участников рынка. Основная причина состоит в том, что в этих системах органы по сертификации аккредитованы не в национальном органе по аккредитации, который, как правило, создается с участием государства, а по правилам, установленным в самих системах. Это значительно снижает значимость и весомость выдаваемого сертификата.
Для создания авторитетных систем добровольной сертификации, необходимо, прежде всего, привести деятельность по аккредитации в соответствие с международной практикой, добиться вступления России в международные организации в этой сфере. Среди них важнейшая задача — это вступление в международные организации по аккредитации в IAF и ILAC. В этих целях необходимо создать национальный орган по аккредитации. В настоящее время эта работа начата, но опять же, главным образом, как показывает разработанная Минэкономразвития РФ концепция, создается она в целях создания инфраструктуры ОС и ИЛ для обязательной сферы, что противоречит международной практике. ОС и ИЛ аккредитуются, прежде всего, для добровольной сферы, а затем уже часть из них по дополнительным критериям привлекается для формирования инфраструктуры в обязательной сфере.
Как показывает зарубежная практика, высокий авторитет добровольной сертификации обеспечивается участием в этой деятельности государства. Так, например, наибольшим авторитетом у потребителей пользуются системы добровольной сертификации, создаваемые Национальными органами по стандартизации и подтверждающие соответствие продукции требованиям национальных стандартов, включая как потребительские свойства, так и характеристики безопасности. Например, во Франции — это система сертификации, созданная французской ассоциацией по стандартизации (АФНОР), с простановкой логотипа HF, если продукция соответствует требуемым характеристикам.
Активно развивается сегодня деятельность в сфере технического регулирования в рамках таможенного союза и ЕврАзЭС. Приняты решения о разработке единых технических регламентов. Однако работать они не будут, если не будут гармонизированы требования стандартов, являющихся доказательной базой выполнения требований этих регламентов. Тот опыт, который сегодня имеется, говорит, что именно отсутствие гармонизации этих стандартов стран-участников союзов создает проблемы перехода создаваемых союзов в единое экономическое пространство. Для решения этой задачи необходимо разрабатывать единые стандарты, организовывать совместную деятельность стран по стандартизации.
Большое значение для эффективного функционирования единого экономического пространства имеет развитие добровольной сертификации. Именно через создание авторитетных на всей территории союза систем добровольной сертификации потребители будут получать объективную информацию о потребительских свойствах продукции и оказываемых услуг.
В заключении хочу отметить, что, развивая добровольную сферу технического регулирования, мы одновременно создаём реальные условия для решения проблем безопасности на более низком уровне государственного вмешательства. Действительно, разработка технического регламента, а это «хирургическая операция», необходима тогда, когда другие, более «мягкие» по отношению к бизнесу меры альтернативного регулирования результатов не дали. Среди них: добровольная сертификация, внедрение систем менеджмента качества, усиление ответственности за ущерб, страхование этой ответственности, образовательные программы по качеству, информировании потребителей. Такова стратегия действий в обеспечении безопасности стран АТЭС и Европы, предусматривающая снижение административных барьеров.
Статья взята на сайте: http://quality.eup.ru